Qarabağ Azərbaycandır!
#KarabakhisAzerbaijan
Главная страница | Новости | Мартовский геноцид 1918 года – кровавая страница в истории Азербайджана
Мартовский геноцид 1918 года – кровавая страница в истории Азербайджана
На протяжении 25 лет Указом общенационального лидера Гейдара Алиева от 26 марта 1998 года 31 марта отмечается как День Геноцида азербайджанцев.
Конец ХХ век ознаменовался для нашего народа рядом трагических событий и массовых убийств. За свою историю азербайджанский народ пять раз подвергался репрессиям, геноциду, депортациям, осуществленным силами большевистских и дашнакских воинских частей 1905-1906, 1918-1920, 1930-1936, 1948-1955 и 1988-1993 гг.
Террористическая организация «Дашнакцутюн» и объединившиеся вокруг нее армянские националисты стремились воспользоваться создавшейся в мире политической ситуацией, чтобы с помощью русских «братьев-христиан» реализовать свои мечты о «великой Армении» за счет турецко-азербайджанских земель. Буржуазная революция в феврале 1917 г. в России и последовавший за этим октябрьский переворот создали армянам выгодные условия для осуществления своих планов. Премьер-министр Армении в 1918-1920 годах О. Качазнуни в своей книге «Дашнакцутюн больше нечего делать!» писал: «В феврале 1917 года вспыхнула русская революция. Перед нами совершенно неожиданно открылись новые перспективы. Как будто с Февральской революцией армянский вопрос вступил в новую эру».
В марте 1918 года в Баку находились тысячи солдат российской армии, вернувшихся с Кавказского фронта и вынужденных задержаться в городе по пути домой. 75 процентов этой 12-тысячной армии составляли армяне. Кроме того, в Баку из разных мест были доставлены 7 тысяч армянских солдат и офицеров. Таким образом, военная сила, собранная Шаумяном и дашнаками в Баку для проведения политики террора и геноцида против азербайджанцев, достигала около 20 тысяч человек.
В марте 1918 года общественно-политическая обстановка в Баку была крайне напряженной. Уверенная борьба партии «Мусават», ставшей самой мощной политической партией на Южном Кавказе, за территориальную автономию и политическую власть в Азербайджане серьезно обеспокоила Бакинский Совет во главе с Шаумяном, который пытался ослабить социальную базу партии «Мусават» и подавить азербайджанское национальное движение. Руководство Бакинского Совета, прекрасно осознавая слабость азербайджанских вооруженных сил в Баку, готовилось «проучить» мусульман. Арест командира мусульманского корпуса в Баку генерала Талышинского в январе 1918 года вызвал серьезное недовольство азербайджанского населения города. Армянские дашнаки хотели создать вооруженный конфликт между мусульманским населением города и большевиками. Однако усилиями политических деятелей и интеллигенции Азербайджана этот конфликт был предотвращен. Армянские националисты продолжали насаждать среди русских солдат ненависть к местному населению и всеми силами пытались помешать национальному примирению. 15 марта на заседании Бакинского Совета Шаумян заявил, что Бакинский Совет должен стать главным оплотом гражданской войны на Южном Кавказе и фактически приказал начать геноцид азербайджанцев. Предлогом для начала вооруженных нападений послужило разоружение корабля «Эвелина» 24 марта, экипаж которого состоял из военных мусульман. Население кварталов, где проживают азербайджанцы, выразило свой протест против этого и потребовало вернуть конфискованное оружие. Хотя М.А.Расулзаде и достиг договоренности о возврате изъятого оружия через организацию «Гуммат», большевистско-дашнакское правительство не сдержало своих обещаний. 30 марта для руководства боевыми действиями был сформирован Революционный комитет обороны Бакинского Совета. Объединенные силы большевиков и дашнаков начали проводить митинги и собрания против азербайджанцев в разных районах Баку. Партия «Дашнакцутюн» и Армянский национальный совет, объявившие свой нейтралитет накануне мартовских событий, встали на защиту Бакинского Совета. 30 марта в 16:40 группа дашнаков, собравшаяся у армянской церкви, произвела первый выстрел по мусульманам. Рано утром 31 марта большевистско-дашнакские отряды атаковали «Кярпичхана», «Мамедли» и другие кварталы, где проживали азербайджанцы. Также мусульманские кварталы подверглись обстрелу с воздуха и с моря. Армяне убедили русских моряков в том, что азербайджанцы убили русских в Старом городе. После того, как моряки выяснили, что это провокация, огонь с военных кораблей был прекращен. 31 марта мусульмане прекратили сопротивление и армянские националисты вырезали мирное мусульманское население города.
Нариман Нариманов писал: «Даже если мусульманин был большевиком, его не щадили. Дашнаки говорили: «Мы не знаем кто большевик, кто нет, достаточно быть мусульманином». Они убивали всех, разрушали дома. Не только мужчин, но даже беременных женщин не пощадили».
1 апреля 1918 года Бакинский Совет предъявил ультиматум Мусульманскому Национальному Совету о признании им власти Бакинского Совета. Во избежание полного уничтожения мирного азербайджанского населения города ультиматум был принят. Однако и это не положило конец резне, которая продолжалась до 2-го апреля. Большевистско-дашнакские отряды разрушали и сжигали общественные здания, школы, культурные центры, принадлежавшие азербайджанцам. Они сожгли типографию «Каспий», редакцию газеты «Ачык сёз», здание «Исмаилия», пушечными ядрами были разрушены минареты мечети «Тезе пир». В результате мартовского геноцида только в Баку было убито 17 тысяч азербайджанцев. Жестокость армян достигла такого уровня, что женщин заставляли танцевать на трупах тысяч азербайджанцев, убитых на одной из центральных улиц Баку, точнее, на месте нынешнего Музея литературы им. Н. Гянджеви.
Зверства большевистско-дашнакских формирований не ограничивались только городом Баку. Геноцид был продолжен в Шамахинском, Губинском, Кюрдамирском, Сальянском и Ленкоранском районах. Дашнакские банды С. Лалаяна и Т. Амиряна с 3 по 16 апреля учинили расправу над населением Шамахи. Согласно данным актов, подписанных членами Чрезвычайной следственной комиссии и заверенных печатью, в 53 селах Шамахинского района армянами было убито 8027 азербайджанцев, из них 4190 мужчин, 2560 женщин, 1277 дети. С. Шаумян спас С. Лалаяна от ареста за совершенное им преступление. Амазапс, командир дашнакского отряда, отправленного в Губу в апреле, заявил, что «я герой армянского народа и его защитник! Я приехал сюда, чтобы навести порядок и защитить Советскую власть. Мне было приказано уничтожить всех мусульман в районе от Каспийского моря до Шахдага».
Возглавляемые им дашнакские банды сожгли 122 села Губинского уезда. Армянские националисты также совершили зверства в Кюрдамирском, Сальянском и Лянкяранском уездах. Геноцид мусульман (азербайджанцев) в Бакинской губернии продолжался до середины сентября 1918 года. В ходе этого геноцида было убито более 20 тысяч азербайджанцев.
Армяне сумели построить свое государство на трагедии азербайджанцев. Эти массовые убийства и геноцид, совершенные ими в ХХ веке, являются результатом враждебного отношения Шаумяна, Ленина, Микояна, Сталина, Горбачева и других к азербайджанцам. Акты геноцида против азербайджанцев должны быть более широко исследованы и изучены историками современного периода независимости и доведены до внимания мировой общественности.
 
 
Сумгаитский государственный университет
 Проректор по социальным вопросам и связям с общественностью
Доц. Эльмар Ширинбала оглы Халилов
АДРЕС
КОНТАКТЫ
СУМГАИТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
г.Сумгаит
43-й квартал, ул. Баку,1
AZ5008
Телефон: +994-018-64-2-15-06
Электронная почта: info@sdu.edu.az